В России нет устойчивого мнения по поводу частной сыскной практики. В свое время, более 13 лет назад был принят соответствующий закон, который на практике не получил должного применения. Поскольку УПК РФ не регулирует детективную деятельность, некоторые эксперты утверждают, что участие частного лица в расследовании может препятствовать работе следователей.
При этом, такие опасения практически не имеют под собой оснований. Поскольку частную сыскную деятельность, сыщик обязан проводить на основании действующего законодательства. Полученная же в ходе расследования информация должна быть передана правоохранительным органам для использования в уголовном производстве.
Частное расследование преступления не регулируется на законодательном уровне. В УПК РФ нет четких предписаний по этому вопросу.
Участники уголовного процесса- это подозреваемый, потерпевшая сторона, сторона обвинения, гражданский ответчик – эти лица имеют право собирать и передавать предметы, письменные доказательства, которые могут быть приобщены к уголовному делу в качестве доказательной базы. При этом, закон не регулирует деятельность этих лиц, предоставляя им право получать эту информацию через частных детективов и сыщиков.
В свою очередь, частный сыщик может собирать и обобщать информацию, которая в будущем должна быть приобщена к уголовному делу. К тому же, частный детектив имеет право дать показания в качестве свидетеля. При этом, правоохранительные органы уполномочены решать – приобщать сведения к делу или возбуждать отдельное уголовное производство.
Очень важно, что сыщик имеет право собирать доказательную базу и для стороны обвинения, и для стороны защиты. Из чего следует, что участие в расследовании частного сыщика не противоречит действующему законодательству.
Частную сыскную деятельность имеет право осуществлять гражданин РФ, имеющий соответствующее образование, лицензию и профильное образование. Лицензирование частной сыскной деятельности осуществляется на основании закона от 11.02.2002г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Закон запрещает осуществлять частное расследование преступления, лицам:
- до 21 года;
- страдающих психическими заболеваниями;
- имеющим судимость;
- уволенным с государственной службы за превышение полномочий.
Для частных сыщиков существуют некоторые правовые ограничения:
- запрещено выполнять действия, которые ущемляют права и свободы другого человека;
- собирать сведения, связанные с личной, политической и религиозной жизнью;
- проводить электронную фиксацию в служебных помещениях без ведома третьих лиц;
- скрывать данные о готовящихся или совершенных преступлениях от правоохранительных органов
- фальсифицировать или подтасовывать данные, вводить в заблуждение клиента;
- выдавать себя за сотрудника полиции;
- передавать лицензию третьим лицам;
- разглашать конфиденциальную информацию;
- осуществлять иные виды деятельности. Помимо сыскной деятельности, специалист не имеет права работать в государственных органах, общественных организациях.
Частному сыщику разрешено осуществлять, не нарушая букву закона, деятельность по расследованию преступлений. Проводить опросы граждан и представителей государственной власти, с их одобрения или согласия. Уточнять информацию, наводить справки, проводить анализ предметов и документации, с согласия собственников этих вещей. Осуществлять внешний осмотр домов, помещений, административных объектов, с согласия собственников. Выполнять наблюдение за объектами для получения более подробной информации по уголовному производству.
Полученные в ходе частной сыскной деятельности сведения, сыщик обязан передать правоохранительным органам для приобщения к уголовному производству.
Сведения, полученные в ходе частного расследования должны соответствовать действующему законодательству:
- полученные данные должны иметь значение для уголовного производства, быть косвенно или прямо доказанными, должны иметь отношение к конкретному уголовному делу, по которому частное лицо и сыщик заключили договор;
- сведения должны содержать информацию каким образом они были получены;
- доказательная база, собранная частным образом не должна противоречить действующему законодательству;
- сведения должны быть легко проверяемы правоохранительными органами, по стандартам, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством.
После того, как частный сыщик передаст доказательную базу участнику уголовного производства, тот обязан предоставить полученные сведения правоохранительным органам, компетентным по вопросу расследования. При этом, сторона уголовного производства имеет право подавать ходатайство о реализации определенных процессуальных действий.
Из вышеизложенного следует, что российскому законодательству требуются изменения по вопросу осуществления частной сыскной деятельности, регламенте его прав и обязанностей в рамках профессиональной деятельности. Так, целесообразно наделить частных сыщиков правами заключения договорных отношений с участниками уголовного производства и информировании в течении суток следователя или дознавателя по конкретному делу. При этом, правоохранительные органы должны знать, с кем из участников уголовного производства заключен договор на оказание услуг по частной сыскной деятельности.
Участие частного детектива в уголовном производстве имеет исключительно преимущества. Так, граждане страны смогут более полноценно отстаивать собственные права и свободы, не нарушая действующего законодательства.
При этом, частная сыскная деятельность должна быть отделена от охранной сферы, это позволит выйти законодательству страны на более современный, цивилизованный уровень.